Впечатления: замечательный бизнес

Трое энтузиастов нашли и восстановили более 40 игровых автоматов советского времени. Собрав все под одной крышей они открыли в Москве самый настоящий музей. Замечательный и достойный внимания случай, когда хобби становится бизнесом.

Учитывая уникальность предложения и огромную потенциальную аудиторию, можно предположить, что начинание будет иметь очень и очень большой успех. 4P:

  • Product – удивительная возможность окунуться в свое советское детство, к которой можно возвращаться снова и снова;
  • Place – Москва «и этим все сказано»;
  • Price – 300 руб. за билет;
  • Promotion – о качестве проработки этого направления можно судить хотя бы по сайту проекта, созданному в студии Артемия Лебедева.

В общем – молодцы! Удачи ребятам!

Реклама

4 комментария

Filed under впечатления

4 responses to “Впечатления: замечательный бизнес

  1. Lubava

    Украина. Николаев. Детский городок «Сказка». Конечно, не 40, а всего 20 советских игровых автоматов. Цена — 5 грн (20 руб). А теперь, внимание, вопрос: чего не хватает для мега-бизнеса: расположения в Москве или таки промоушена?

    • Lubava, спасибо за комментарий.

      Полагаю, если рассматривать данный бизнес с позиции 4P маркетинга, самым важным «ограничителем» его развития является все-таки место (place). Именно оно определяет наличие и объем аудитории потенциальных потребителей, для которых важными будут цена (price) и продвижение (promotion). В контексте «мега-бизнеса» даже обладая замечательным продуктом, но не имея достаточной «удовлетворенности» критерия места, «удовлетворение» остальных критериев практически бессмысленным. Точнее, оно не сможет качественно изменить результативность бизнеса, а лишь слегка улучшит его текущие показатели.

      Уникальные вещи могут хорошо и активно продаваться именно там, где они наиболее адекватно вписываются в контекст настроений, ассоциаций, эмоций, ценностей и жизненного опыта аудитории. Чем уникальнее предложение и чем лучше оно кореллируется с внутренним миром в достаточной мере обеспеченных потенциальных потребителей, тем выше цена, за которую оно может быть «продано». Например, тот же «Музей земли» вот уже много лет прекрасно работает в железобетонном Нью-Йорке, но в Москве подобный эксперимент пока был бы интересен только очень-очень ограниченному кругу посетителей и то лишь в виде временного арт-проекта.

      Говоря об игровых автоматах «советского периода», Москва мне представляется наиболее удачной локацией для подобного начинания (на территории России). Не последнюю роль в этом играет не только численность населения мегаполиса, в разы превосходящая упомянутый Вами Николаев, но и развитость города как национального и международного туристского центра, обеспечивающая постоянное обновление аудитории. Обратите внимание, сайт проекта сделан не только на русском, но и на трех иностранных языках (английский, немецкий и эстонский).

      В Москве музей «15 копеек» дарит русскоязычным посетителям возможность окунуться в мир своего детства, соприкоснувшись с ним «вживую». Иностранные же гости визитом в музей могут дополнить свои культурно-исторические впечатления от посещения столицы. Что касается николаевского детского городка «Сказка», насколько я понимаю, автоматы в нем являются не более чем одним из стандартных аттракционов для детей, но не уникальным объектом. В этом разница.

      Для владельцев николаевских игровых автоматов «сходу» я вижу лишь две наиболее эффективные возможности использования имеющегося ресурса:

      1. самостоятельное перенесение автоматов в Сант-Петербург или Киев с созданием собственного аналогичного музея (набрать интересных экземпляров для полноты коллекции, наверняка, будет не очень сложно)

      2. продажа своих автоматов главным героям поста, Артемию Лебедеву для его «Музея старья» или какой-либо зарубежной русской/украинской диаспоре для их культурного центра (например, в Лос-Анджелесе, Торонто и т.д.). Вырученные же средства можно вложить в новый бизнес, более соответствующий среде.

      Таково мое мнение.

      P.S.: ответный комментарий получился в три раза больше самого поста :)

  2. Lubava

    Спасибо за ваше мнение ;)

    Меня оно натолкнуло на немного другие мысли.
    Скажем, если рассматривать именно место как ограничитель развития бизнеса.
    Во-первых, нужно реально оценивать, какое количество посетителей могут «принять» данные атракционы и стоит ли бороться за место, обеспечивающее спрос выше предложения. Хотя в этом случае спрос всегда можно откорректировать ценой и таким образом получить бОльшие прибыли.
    Во-вторых, в больших городах всегда выше конкуренция развлекательных заведений, в то время как в областных центрах чаще задаются вопросом «Куда ж пойти».
    Поэтому в данном случае я все же вижу бОльшую перспективу промоушену, чем месту. Не придется раскошеливаться на весьма затратные переезд и аренду в крупных городах плюс правильный промоушен вполне способен привести поток посетителей не только в подобное заведение, но и в город Николаев вообще. А прибыль можно вложить в развитие нового бизнеса, не расставаясь с раритетными автоматами :)

    Что вы думаете по этому поводу?

    • Lubava, мои извинения за немного запоздалый ответ. Я думаю следующее:

      Что касается возможного «спроса выше предложения», то это ведь более чем прекрасная ситуация для бизнеса. Гораздо лучше, чем наоборот :). Остается лишь «изловчиться», чтобы максимально удовлетворять запросы потребителей не теряя в качестве, и активно «качать» деньги. Регулирование «ценой» — возможный и вполне логичный шаг в этом случае.

      Отказываться же от «нефтяного фонтана» только из-за того, что он слишком силен и потому чересчур быстро наполняет резервуары для хранения и продажи, как мне кажется, не очень правильно. Лучше решить проблему с резервуарами и логистикой, чем переходить на другую, более слабую нефтеносную жилу, позволяющую не обременять себя излишним напряжением сил и средств.

      Соглашусь, что в больших (столичных) городах конкуренция развлекательных заведений гораздо выше. Но, в то же время, и потенциальных потребителей больше, и обновление аудитории чаще, да и уровень жизни (покупательская способность) несравнимо выше чем в областном центре. Задавшись вопросом «Куда пойти?» николаевские и областные жители, конечно же, придут к Вам (будучи должным образом проинформированными), но важно учитывать, что это случится не более одного-трех раз. И все. А что делать дальше?

      Особо отмечу именно «одноразовость» подобного места для посещения (в том числе и в Москве. Повторное посещение может иметь место крайне редко, так как оно не даст никаких новых впечатлений, а лишь дополнит старые (у этого музея нет возможности смены экспозиций). Во второй-третий-пятый раз придут лишь отдельные любители понастальгировать или редкие желающие поделиться увиденным с кем-то из друзей. И тех и других не будет слишком много. Именно поэтому важно (даже критично) регулярное обновление аудитории, постоянная «новая кровь», для которой увиденное станет Впечатлением. В маленьком городе (пусть и областном центре) это обновление почти невозможно.

      Расчет же на местных жителей и жителей окрестностей мне кажется не очень верным. Уверен, им очень быстро надоест, ведь вокруг так много альтернатив, способных дать новое, а не повториться. Ваш объект станет достойным ответом на вопрос «Куда пойти?» лишь на один-два раза, но не более. Новая шоу-программа в местном ночном клубе окажется заведомо более «емкой» на предмет впечатлений при его повторном посещении чем повторное посещение того же «Музея игровых автоматов» с теми же экспонатами. Кстати, понимая это, организаторы московского музея не только работают «в режиме ожидания» посетителей, но и предлагают свои игровые автоматы в качестве «дополнений» (на корпоративные мероприятия, дни рождения, вечеринки и т.д.). Стать «дополнением» — очень правильный шаг в случае, когда не можешь стать «всем» или возможности для этого ограниченны (когда можешь сделать это лишь единожды).

      Говорить же о возможности «выехать» на одном подобном заведении всему Николаеву, привлекая в сам город поток посетителей, вряд ли корректно. Подобные примеры есть, но они более «глубоки» сами по себе. Данная же (Ваша) коллекция, на мой взгляд, не настолько обширна и многогранна, чтобы стать уникальной в государственных или общеевропейских масштабах. Она сможет стать одним из основных объектов аттракции города (при условии наличия нескольких иных «сильных» объектов), но уж точно не единственным. Да и совокупный эффект привлечения от всех них вместе может иметь место только при значительной поддержке местных властей, которой как правило не бывает в должной мере.

      Исходя из вышесказанного, могу заключить: промо николаевских игровых автоматов решит вопрос привлечения максимально возможного круга местных посетителей, позволив «выкачать» из местного рынка все, что возможно, но не более того. Далее наступит резкий спад, который затем сменится постоянно-низкими финансовыми результатами. То есть тупик. Соответственно, эту стратегию можно использовать на первоначальном этапе в целях «снятия сливок» и «набора веса» для новых свершений, однако она обязательно должна в «правильный момент» быть развита в переход на более высокую ступеньку:

      «1. самостоятельное перенесение автоматов в Сант-Петербург или Киев с созданием собственного аналогичного музея (набрать интересных экземпляров для полноты коллекции, наверняка, будет не очень сложно)

      2. продажа своих автоматов главным героям поста, Артемию Лебедеву для его «Музея старья» или какой-либо зарубежной русской/украинской диаспоре для их культурного центра (например, в Лос-Анджелесе, Торонто и т.д.). Вырученные же средства можно вложить в новый бизнес, более соответствующий среде.»

      Как-то так :).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s